Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На страницах журнала предлагаются рабочие листы для проведения занятий по межкультурному общению с использованием метода тандема. В основе этого метода лежит концепция педагогики сотрудничества: два человека с различными родными языками встречаются, чтобы учить язык друг друга по принципу «говори на языке своего партнера». Каждый из участников тандема выполняет роль учителя своего партнера, когда общение ведется на его родном языке, и ученика, когда работа проходит на иностранном для него языке.
Особенно ценным в процессе тандема является деятельность говорения и межкультурного общения, которые в этом случае аутентичны. Удовольствие от такого общения очень быстро снимает страх перед ошибками, а бесстрессовая рабочая атмосфера позволяет погрузиться в иностранный язык и иноязычную культуру, стимулируя их изучение.
Описываются этапы тандема (создание групп, общение, проведение презентации) и даются 8 русскоязычных рабочих листов для использования на продвинутом этапе обучения на основе диалога культур.