Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
22–28 октября 2007 г. в рамках ФЦП «Русский язык (2006–2010)» в Монголии прошла Неделя русского языка и российского образования – одно из заключительных событий Года русского языка в мире. Акция была организована ФПКП РКИ РУДН и РЦНК в Улан-Баторе под эгидой Министерства образования и науки РФ и Росзарубежцентра. Мероприятия Недели русского языка: Международная научно-практическая конференция «Русский язык и культура в системе образования Монголии», семинар повышения квалификации «Совершенствование преподавания русского языка в системе образования Монголии» – проходили в РЦНК, монгольских университетах, школах Улан-Батора и Баганура.
В Неделе русского языка принимали участие российская делегация специалистов в области РКИ под руководством д-ра пед. наук, профессора, академика МАНПО, декана ФПКП РКИ РУДН Т.М. Балыхиной и более 500 монгольских русистов: ученые, преподаватели и учителя русского языка – представители всех ступеней образовательной системы Монголии.