Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Монография Т.И. Вендиной посвящена проблеме кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры. Исследуя такие базовые понятия, как жизнь и смерть, правда и истина, добро и зло, красота и безобразие, любовь, труд и работа, слово, знание, счет и число, автор описывает их концептуализацию в старославянском, в русском книжно-письменном (церковнославянском) и некнижном языке XI–XVII вв. и в современном русском языке в его литературной и диалектной формах.
На материале исторических и современных словарей, в том числе и диалектных, прослеживается увеличение, уменьшение и вновь расширение объема лексических значений слов. Обращается внимание на этический, социальный и эстетический принципы толкования слова.