Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье приводятся сведения о ситуации с изучением русского языка в Сенегале. По предварительным данным, русским уже владеют либо активно изучают его около 43 тыс. сенегальцев. В 2007/08 уч. г. открылись русские отделения и новые классы в Дакарском педагогическом институте, колледжах и лицеях г. Зигиншор, Тиарой, Тиес, Мбур, Каолак. В большинстве лицеев и колледжей русский язык уверенно занимает второе место среди преподаваемых иностранных языков.
Неудивителен рост пожеланий сенегальцев и проживающих в стране иностранцев различных возрастов вновь открыть в Дакаре Русский культурный центр (РКЦ) и курсы русского языка. РКЦ не только не исчерпал своего потенциала в Сенегале, но и имеет весьма широкие перспективы для своей деятельности.