Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русский язык – один из 19 иностранных языков, изучаемых в болгарской средней школе, и один из многих языков, изучаемых в высших филологических и нефилологических учебных заведениях страны. Болгарские учащиеся и студенты активно выбирают и изучают его в качестве первого, второго или третьего иностранного.
Автор статьи рассматривает формы учебной работы по русскому языку в болгарской средней школе, обращает внимание на недостатки государственных образовательных требований к содержанию обучения иностранным языкам, отмечает методические достижения и несовершенства в области обучения русскому языку.
С целью достижения более высокого качества обучения русскому языку детей и молодых людей Республики Болгария в 2003 г. была создана Национальная сеть болгарских базовых школ с изучением русского языка, способствующая постоянному повышению квалификации учителей и преподавателей русского языка при помощи эффективной системы обмена опытом, информацией и данными.