Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В программу XI секции «Методика преподавания русского языка (родного, неродного, иностранного)» было включено 144 доклада и сообщения, а в сборнике материалов конгресса опубликовано 153 доклада и сообщения 201 автора из 23 стран мира.
Заседания XI секции проходили в двух подсекциях. На первой подсекции рассматривались актуальные проблемы преподавания русского языка в школе, при довузовской подготовке, в вузе (на филологических и нефилологических факультетах), а также вопросы преподавания русского языка в полиэтническом обществе и повышение квалификации преподавателей. Во время работы второй подсекции активно обсуждались проблематика межкультурной коммуникации в теории и практике преподавания русского языка; программы, учебники, учебно-методические пособия; современные технологии, дистанционная форма в обучении русскому языку; а также были освещены проблемы теории и практики тестирования.