Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
На ФПК Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина создана новая система обучения, представляющая собой не просто набор отдельных курсов, а Единую систему повышения квалификации российских и зарубежных преподавателей-русистов, которая включает очные формы повышения квалификации (курсы разных сроков, выездные семинары, научную стажировку и др.) и дистанционный курс, предназначенный для преподавателей, которые хотят повышать свою квалификацию без отрыва от педагогической деятельности. Среди форм повышения квалификации есть как стабильно функционирующие (например, трехмесячные курсы, научная стажировка по индивидуальным планам и др.), так и новые, активно развивающиеся – авторы статьи характеризуют особенности каждой из них. В настоящее время среди положительных тенденций развития данной системы следует назвать интерес к дистанционному обучению и популярность интенсивных (недельных, двухнедельных) семинаров.