Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Владение русским языком для абхазского населения имеет историческое значение. В настоящее время для большей части населения Абхазии русский язык является по существу вторым родным. В то же время существует немало районов, где обучение и общение происходят только на родном абхазском языке. Для этой части населения русский язык является иностранным и овладение им становится очень важным и сложным занятием (особенно для тех молодых людей, которые решают продолжить образование в вузах, в том числе в России). Авторы статьи обозначают лингвистические особенности русского языка, которых нет в абхазском, и которые вызывают у учащихся психологические трудности, что замедляет развитие русской речи. На страницах журнала предлагаются пути преодоления указанных трудностей: даются примерные темы занятий и методические рекомендации для учителя русского языка в Абхазии.