Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Творчество З. Серебряковой (1884–1967) в целом, и многие ее произведения в отдельности проанализированы достаточно подробно и под различными углами зрения. В ее художественном наследии немалое место занимают картины на балетную тему, которая до сих пор еще не становилась предметом специального изучения, однако заслуживает заинтересованного внимания со стороны как искусствоведов, так и исследователей балета. Раскрытие балетной тематики в творчестве известной русской художницы, рассмотренное автором статьи, охарактеризованное на ярких примерах и во многом отражающее русский менталитет, становится достоянием читателей журнала – всех, кто интересуется русской культурой и русским искусством.