Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Одним из неотъемлемых требований современного образования является умение использовать полученные знания в повседневной жизни. В связи с этим изменяется и роль обучаемого в учебном процессе. Личность учащегося становится не объектом, а субъектом обучения. В новой парадигме образования предусматривается не только обучение сумме знаний, но и необходимость выработки и развития умений и навыков, которые содействуют целенаправленному формированию совокупности компетенций, проявляющихся в способности обучаемых интегрировать, переносить и использовать знания в разных жизненных ситуациях.
Данная концепция нашла отражение в современных учебных комплексах, в новой системе контроля сформированности умений и навыков в стандартах и тестах, в мультимедийных и дистанционных программах и учебных курсах, некоторые из которых описываются и анализируются в статье.