Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Аргументация в художественном тексте отличается от всех других видов аргументации не только своей структурой и психологической основой, но и способами выражения в тексте, которые не всегда поддаются эмпирическому анализу, так как не всегда эксплицитно выражены (в отличие от текста научного). В художественном тексте авторская аргументация может быть выражена по-разному, очень часто аргументация выражается имплицитно. Отличительной особенностью аргументации в художественном тексте является то, что в качестве аргумента здесь может выступать авторское умозаключение, выражающееся самыми разными способами: в философских рассуждениях, через сравнение, метафору, прецедентные феномены.
В статье рассматриваются следующие способы аргументации в художественном тексте:
сравнения с прецедентными именами, выступающие в аргументативной функции;
сравнения с прецедентными текстами, выступающие в аргументативной функции;