Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Обучение младших школьников ассоциативным связям русских слов
Предлагаемый учебный материал посвящен ассоциативным связям русских слов и адресован младшим школьникам, изучающим русский язык как иностранный или неродной, а также детям соотечественников, проживающих за рубежом.
Разработка содержит 3 словарные статьи (бабушка, идти и белый) с заданиями к ним из «Обучающего ассоциативного словаря», который готовится к печати. На материале словарных статей даются толкования слов-стимулов, раскрываются их ассоциативные связи. Русские сказки, загадки, пословицы в сочетании с конкурсами иллюстраций к ним и задания продуктивного типа (придумайте страшную историю про Бабу-ягу, и др.) способствуют формированию и расширению языкового сознания учащихся.
Представленные на страницах журнала материалы могут быть использованы на уроках РКИ как полностью, так и частично.