Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Статья раскрывает особенности функционирования русского языка в Таджикистане с советского периода до обретения республикой независимости. Рассматривается статус русского языка в советском государстве, его роль как средства межнационального общения. Анализируется проблема перераспределения общественных функций между таджикским и русским языками после обретения Таджикистаном независимости. Автор выявляет положение русского языка в новых общественно-политических условиях, обращает внимание читателей на перспективы использования русского языка в республике.
Во всех регионах постсоветского пространства можно выделить общие проблемы, которые характеризуются в статье как «проблема русскоязычного населения», «проблема недостаточного функционального и внутриструктурного развития новых государственных языков» и «проблема нерусскоязычных национальных меньшинств». На страницах журнала вскрывается сущность перечисленных проблем и предпринимается попытка их решения на примере русско-таджикских реалий.