Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Обращая внимание читателей на изменение мотивов выбора иностранного языка (язык должен приносить практическую пользу, материальную выгоду), автор считает целесообразным говорить не о мотивах его изучения, а мотивах его выбора и рассматривает иностранный язык в качестве товара, который преподаватель должен представить и дать инструкции по его использованию.
Обучение русскому языку во взрослой аудитории понимается как обучение стратегии изучения языка, применению его в межкультурной коммуникации. Рассматриваются необходимые составляющие такого обучения (учет принципов андрагогики, опора на психические свойства личности, на опыт в изучении иностранных языков и др.).
На страницах журнала представлены результаты анкетирования студентов-первокурсников, которое позволило определить мотивы выбора учащимися отделений русского языка и литературы, а также выявить фоновые знания о России студентов, которые еще не изучали русский язык.