Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Процесс иммиграции в Россию, лавинообразно увеличивающийся в последние годы, поставил перед преподавателями РКИ новую задачу – разработать научно-методические основы языковой и лингвокультурной подготовки новых соотечественников (иммигрантов). Данная проблема требует не только научного осмысления, но и интенсифицикации практической работы на всех направлениях ее разрешения.
На основе опыта преподавания РКИ и русского языка в национальных школах авторы статьи предлагают способы постановки и решения первоочередных задач языковой подготовки новых соотечественников, применимые как для решения общенациональных задач, так и частных вопросов методики языковой подготовки детей и взрослых.
В статье также рассматривается проблема подготовки и переподготовки преподавателей русского языка для новых соотечественников.