Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматривается вопрос о принципиальных различиях Солженицына и Шолохова – писателей, которые при взаимном неприятии друг друга соизмеримы, хотя и принадлежат к разным идейным лагерям, образуя два полюса в русской литературе XX столетия.
Жизнь для Шолохова всегда шире и глубже любой теории. Шолохов более многозначен в своих художественных образах, разнообразен в конфликтах, чем Солженицын. У Солженицына нет ни одного героя по художественной ценности даже отдаленно соотносимого с Григорием Мелеховым. Солженицын наиболее ярко из современных писателей выразил мессианскую компоненту русской литературы, 300 лет назад проявившую себя в творчестве Аввакума. Все герои Солженицына, как и ранее Аввакума, воспроизводят личность автора и служат целям пропаганды.
Солженицын и Шолохов представили два пласта в русской культуре и литературе: идейно-утилитарный, восходящий к Аввакуму – Солженицын, и соборный – Шолохов. Солженицын не мог признать многозначный мир Шолохова, отрицающий догмат идей, точно так же, как и Шолохов не мог выбрать всего лишь одну идею и встать на сторону Солженицына.