Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предлагаемый сценарий детского праздника «В гостях у К.И. Чуковского», посвященного 125-летию со дня его рождения, включает представление по сказке «Телефон» и стихотворениям известного детского писателя (1–6 классы), кукольный спектакль «Айболит и Бармалей» (1–6 классы), а также викторину (5–6 классы).
Разработка сценария праздника адресована учащимся школ русского языка, занимающимся по программе интеграции детей зарубежных мигрантов в российскую социокультурную среду, а также детям соотечественников, проживающих вне России, и учащимся школ дополнительного образования для русскоязычных детей за рубежом.
По словам К.И. Чуковского, стихи являются одним из сильнейших средств педагогического воздействия на мысли и чувства ребенка, плодотворно способствуют совершенствованию его языка, помогают ориентироваться в окружающем мире. Сценарий представления предполагает активное участие детей-зрителей.