Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматриваются предпосылки создания школ с углубленным обучением русскому языку (УОРЯ) в Армении, раскрывается социокультурная направленность концепции таких школ, а также определяются их цели и задачи.
В республике около 60 школ с УОРЯ. Это особый тип школ, не повторяющий ни прежние русские школы, ни ранее существовавшие школы с углубленным изучением русского языка. Новый тип школ вобрал в себя все лучшее из методики и практики преподавания, имеющееся в ранее функционировавших школах.
Основная задача преподавания русского языка в армянских школах с УОРЯ – это обучение языку как реальному и полноценному средству межкультурного общения.