Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В фокусе внимания авторов статьи – преподавателей кафедры русского языка Софийского университета становление университетской дисциплины «Русский язык» и ее современное состояние.
Отмечается, что изучение русского языка в Болгарии имеет полуторавековую историю. В болгарских школах обучение русскому языку началось еще в 40-е гг. XIX в. За 60 лет существования специальности «русская филология» в Софийском университете профессиональную квалификацию русиста, преподавателя русского языка и литературы получили более 5000 студентов, 10 выпускников отделения стали докторами филологических и педагогических наук, около 40 – докторами филологии и педагогики (кандидатами филологических и педагогических наук). Более 10 бывших студентов отделения получили звание и должность профессора, более 20 – доцента.