Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор обзора отмечает, что в конце 60-х – первой половине 70-х гг. публикации по учебной лексикографии в журнале вызвали настоящий взрыв интереса к ее проблемам, в обсуждение которых были вовлечены виднейшие ученые-филологи нашей страны.
В течение первого десятилетия существования журнала на его страницах было опубликовано 67 материалов, прямо связанных с учебной лексикографией. Всего же за 40 лет в журнале появилось 124 лексикографических публикации, 23 из которых написаны зарубежными русистами, представляющими 17 стран. В этих публикациях затрагивается практически весь спектр основных лексикографических проблем, начиная с определения самого понятия «учебная лексикография» и установления его объема, содержания и структуры и кончая описанием конкретных словарных начинаний.