Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье представлен обзор материалов «Учебного раздела» журнала, опубликованных с 1967 по 2007 г. Отмечается, что право открывать журнал этот раздел справедливо завоевал благодаря весомости своего наполнения. За 40 лет на страницах «Учебного раздела» собран богатый методический портфель, материалы которого всегда отражали современные учебные и научные подходы к преподаванию РКИ.
Авторы разработок уроков (В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, Н.И. Формановская, А.А. Акишина, С.А. Хавронина, И.К. Гапочка и др.) сегодня известны во всем мире своими авторитетными пособиями и учебниками по РКИ.