Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
22–24 ноября 2006 г. на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова прошла Международная научно-практическая конференция «Традиции и новации в преподавании русского языка как иностранного».
В работе секций участвовало около 160 человек. С докладами выступили 97 ведущих ученых и преподавателей РКИ из России (в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Иванова, Казани, Калуги, Петрозаводска, Твери), а также 29 ученых и преподавателей из 16 зарубежных стран: Белоруссии, Бельгии, Германии, Ирана, Италии, Казахстана, КНР, Латвии, Монголии, Пакистана, Польши, США, Турции, Украины, Чехии, Японии.