Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
1 июля 2006 г. в Саппоро (Япония) состоялся 5-й Всеяпонский конкурс русского языка, организованный русским отделением факультета иностранных языков Университета Саппоро. В конкурсе приняли участие 58 человек из Саппоро, Токио, Вакканая и других городов Японии: это были студенты, аспиранты, школьники, служащие и домохозяйки. В отличие от других конкурсов русского языка, проводимых в Японии, в конкурсе Университета Саппоро участники распределяются по трем группам в соответствии с уровнем владения языком.
В журнале приводятся примеры конкурсных выступлений участников групп «А» и «В».