Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предлагаемый в этом номере журнала лингвокультурологический материал по теме «Хлеб и хлебобулочные изделия» позволит преподавателю познакомить студентов-иностранцев с названиями разнообразных хлебобулочных изделий (баранка, батон, блин, бублик, булка, ватрушка, калач, каравай, коврижка, кулич, пирог, пряник и др.), их классификацией по форме и типу теста.
В ходе игры раскрываются сведения о происхождении названий московских улиц и русских фамилий, образованных от названий хлебных изделий. Материал снабжен этимологической справкой, иллюстрациями, содержит примеры употребления слов данной тематической группы во фразеологизмах, ключи к заданиям.
Игра предполагает высокий уровень владения языком и может проводиться как в аудиторное, так и во внеаудиторное время, например, на вечере знакомства стажеров продвинутого этапа обучения. Автор предлагает использовать в игре настоящие хлебобулочные изделия и в конце игры съесть их за традиционным русским чаепитием.