Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
6–7 апреля 2006 г. состоялась III Международная научная конференция «Русский язык: система и функционирование», организованная кафедрой русского языка и руководством филологического факультета Белорусского государственного университета.
Конференция была посвящена памяти известного белорусского языковеда профессора Павла Павловича Шубы, которому в 2006 г. исполнилось бы 80 лет. Помимо белорусских ученых в конференции приняли участие языковеды из России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Польши, Чехии, Словении, Китая. Более 150 участников конференции объединил интерес к процессам, характеризующим развитие русского языка на рубеже веков и его статус в современном мире.