Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
27–28 апреля 2006 г. в Горловском государственном педагогическом институте иностранных языков (Украина) состоялась международная научная конференция «Восточнославянская филология: от Нестора до наших дней». В работе 11 секций приняли участие 282 представителя Украины, России, США, Германии, Польши, Таджикистана. В числе участников – 22 доктора наук, 107 кандидатов наук, 85 аспирантов и соискателей, преподаватели и студенты.
24 мая 2006 г., в день памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, в рамках Дня русского языка и культуры в Горловском государственном педагогическом институте иностранных языков (Украина) состоялась всеукраинская студенческая научная конференция «Структурные и функциональные особенности русского языка в Украине».
В рамках конференции проходила работа 6 секций, на которых были зачитаны интересные и содержательные доклады, посвященные социальным и культурным условиям функционирования русского языка в Украине, лексической и фразеологической семантике русского языка, структуре и семантике художественного текста, особенностям прагматики русскоязычного дискурса, грамматическим и лексическим категориям русского языка, актуальным проблемам изучения русской литературы.
В рамках мероприятий, приуроченных к Дню русского языка и культуры, в Горловском государственном педагогическом институте иностранных языков прошел всеукраинский конкурс студенческих научных работ по русской литературе «Молодая русистика Украины». В состав экспертной комиссии вошли специалисты из Харькова, Донецка, Днепропетровска и Горловки.
Победительницей конкурса стала студентка Днепропетровского национального университета О. Донец с научным исследованием «Заголовок как кодированная идея лирического цикла «Шиповник цветет» А.А. Ахматовой».