Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учебник содержит литературный и теоретический материал с заданиями различного типа. Каждая из восьми тем имеет 2 подзаголовка: первый предлагает общее название объединенных в данном разделе литературных произведений, второй называет языковую тему: тема 2 – «Спорт – это здоровье и сила. Синтаксис», тема 3 – «Люби живое. Состав слова». Темы 1 и 8 включают материал для повторения в начале и в конце учебного года.
Литературный материал, подобранный авторами, система заданий и иллюстрации несут на себе колоссальную воспитательную нагрузку и очень точно учитывают возрастные психологические особенности ребенка.