Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В книге Р.Г. Айрапетяна подробно рассматривается «русская идея» Достоевского об особом предназначении русского народа и России. Автору явно импонирует вера писателя в мессианскую роль русского народа, его мечта о великой России, которая как могущественнейшая держава может реализовать идеи христианской культуры. Он защищает Достоевского от тех критиков, которые видят в его высказываниях экспансионистские цели.
В монографии большое внимание также уделяется таким значительным темам «Дневника писателя» и «Записных тетрадей» как Восточный вопрос, православие как основа нравственности русского человека, интеллигенция и народ.