Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учебный комплекс по русскому языку как иностранному «Приглашение в Россию. Наш адрес – www. ru» адресован учащимся 6–9 классов общеобразовательных школ Эстонии. Комплект для каждого класса включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя и приложение на CD-носителе.
На страницах журнала представлены 5 уроков из учебника и рабочей тетради по русскому языку для учащихся 6 класса: «Не говори, что делал, а говори, что сделал» (виды глагола, императив), «Где ты учишься?» (глаголы учить (что?), учиться (где?), предложный падеж имен существительных), «Как ты учишься?» (глагол учиться (как?), предложный падеж имен прилагательных, лексика по теме: «Профессия»), «Кем стать?» (творительный падеж имен существительных), «Что ты знаешь?» (сложное предложение с придаточним изъяснительным Я знаю (что, где, когда, почему, как)).
Предлагаемая автором новаторская технология обучения позволяет преподавателю использовать разнообразные формы работы на уроке (фронтальная, индивидуальная, устная и письменная работа, работа в больших и малых группах, совместные проекты). Интересные и нетрадиционные по форме задания дают учащимся возможность усвоить необходимый языковой материал в практических действиях.