Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
1–3 февраля 2006 г. в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина состоялась Х Международная конференция по риторике на тему «Риторика и культура речи в современном обществе и образовании». Конференция собрала большое число участников из разных городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Китая, Вьетнама, Румынии, Болгарии, США.
К началу конференции были изданы 2 тома докладов и выступлений (около 210 статей – с ними можно познакомиться на сайтах риторической ассоциации, www.rhetor.narod.ru и Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, www.pushkin.edu.ru). На конференции было заслушано более 150 докладов и выступлений, проведено несколько мастер-классов.