Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Вартаньянц А.Д., Кашина Н.В., Мерзон С.Н., Якубовская М.Д. Мы читаем и говорим о русских художниках. Часть 2. М.: МАРХИ; ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2004. — 208 с."
Учебное пособие подготовлено на кафедре русского языка Московского архитектурного института. Пособие адресовано иностранным учащимся, которые в процессе изучения русского языка стремятся расширить свои знания о русской живописи XX в. Оно является продолжением учебной книги тех же авторов, вышедшей в 1989 г. и рассказывающей о жизни и творчестве русских художников XIX столетия. Настоящая книга посвящена художникам первой трети XX в.
Авторы обращаются к подлинному созвездию имен – М.В. Нестеров, П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, К.С. Петров-Водкин, К.С. Малевич, А.А. Дейнека, П.Н. Филонов. Их биографические очерки даются в отдельных уроках.