Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
14 апреля 2006 г. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина отметил 40-летний юбилей.
На страницах журнала представлены поздравления от Л.А. Путиной, Первого заместителя Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, обращения ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Ю.Е. Прохорова и Президента института В.Г. Костомарова, а также репортаж с юбилея.
Проректор по учебной и научной работе института Н.Д. Бурвикова в очерке «Это было при нас» вспоминает историю образования и становления института, члены Научного студенческого общества рассказывают о своей деятельности, бакалавры и магистранты делятся первыми впечатлениями об институте.