Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учебник «Русский – экзамен – туризм. РЭТ–1» является первой книгой серии «Русский – экзамен – туризм», состоящей из РЭТ–1, РЭТ–2, РЭТ–3. Книга вышла в издательстве «ИКАР» в 2005 г.
РЭТ–1 (уровень А 2 по шкале языковых уровней в системе Совета Европы) предназначен для обучения служащих международных туристских комплексов (сопровождающие, администраторы отелей, портье, спортинструкторы, аниматоры, медперсонал), которые в силу своих должностных обязанностей непосредственно контактируют с русскоязычными туристами.
На страницах журнала предлагаются описание структуры учебника и блок 6 «Спорт и активный отдых на курорте. Экстремальный туризм». Цели урока – научить иностранцев давать информацию о спортивных программах в отеле, на курорте; предлагать туристам разные виды активного отдыха; рассказывать об экстремальных видах спорта; давать советы и рекомендации желающим заниматься спортом; и др.
Даются тестовые эадания и образец экзаменнационного теста РЭТ–1.