Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Авторы поставили перед собой цель выяснить, какая ситуация с русским языком как иностранным сложилась в школах Эстонии в начале нового тысячелетия. Проведенное исследование позволило прояснить ситуацию, выявить «болевые точки», требующие особого внимания преподавателей и создателей новых учебно-методических материалов.
Выводы основываются на результатах опроса 973 учащихся 10–12-х классов эстонских школ. В ходе опроса был выявлен уровень заинтересованности школьников в изучении русского языка как неродного (внутренняя мотивация), определены степень необходимости его изучения, качество учебников и специфика информационной среды (внешняя мотивация).
Для сравнения привлекались также результаты аналогичного исследования, проводимого в 90-х гг. прошлого – начале нынешнего столетия в русских и эстонских школах параллельно.