Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учебный комплекс представляет собой развернутое изложение основных проблем современного русского языка и современной русской речевой культуры. Он предназначен как для учащихся филологического профиля (российских и иностранных), так и для студентов-нефилологов, изучающих курс культуры русской речи или язык профессионального общения. Комплекс окажется полезным преподавателям соответствующих дисциплин («Культура речи», «Культура делового общения», «Речевая коммуникация», «Язык и межкультурная коммуникация»), учителям-словесникам средней школы, а также всем, кто интересуется вопросами культуры русской речи.
На страницах журнала дается краткая характеристика каждой из частей комплекса.