Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор статьи делится опытом организации работы русско-немецкого детского сада «Умка» в Берлине. Воспитательно-педагогический процесс в этом детском саду основывается на билингвально-бикультурной модели воспитания дошкольников, которая позволяет детям учить параллельно 2 языка, не смешивая их.
В каждой группе работают 2 педагога, каждый из которых владеет как минимум одним из родных языков обучаемых детей. Русский и немецкий языки являются одновременно и языками общения детей друг с другом (язык коммуникации), и языками, на которых ведутся занятия (язык обучения и обозначения понятий).
Отмечается немаловажное значение в бинациональных семьях взамопонимания и общности взглядов обоих родителей на бикультурное и билингвальное воспитание ребенка.