Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Динамичность общественно-политической жизни – яркая примета нашего времени. Социальные перемены способствуют быстрому обновлению словаря современного русского языка. Тенденция к обновлению лексики вызывает потребность разговора об актуальных словах дня.
Актуальное слово дня, ключевое слово, или слово-хронофакт. Суть этих терминов одна: все они обозначают новое высокочастотное слово, которое мелькает в прессе и на телевидении, однако в силу своей новизны не до конца понятно носителю языка и поэтому требует разъяснений.
Наша задача – дать лингвистический комментарий слову, помочь преодолеть трудности его использования.
В новой рубрике рассматривается слово монетизация, которое вошло в речевой обиход с 2005 г. и активизировалось в составе устойчивого официально-делового клише монетизация льгот.