Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Авторы статьи раскрывают истоки и популярность образа яблока в русском фольклоре и образа персика в китайской литературе.
Проведенный сравнительно-сопоставительный анализ позволил выявить глубинное внутреннее сходство двух плодов-символов. В России необыкновенным плодом, наделенным волшебными свойствами, считалось яблоко, в Китае – персик, такой выбор обусловлен традициями и различиями в ментальности двух народов.
Возможность выстроить цепь аналогий и ассоциаций обусловлена тем, что мировая культура имеет общие корни, единую основу – гуманность.
Предложенные в статье материалы можно использовать в практике преподавания РКИ, истории культуры и страноведения, при подготовке учебных изданий по названным дисциплинам и для разработки специальных курсов.