Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
О новых учебных книгах серии «Русский язык с мамой» для детей соотечественников, проживающих за рубежом: Росинка: Учебник по русскому языку и культуре речи для детей соотечественников, проживающих за рубежом/ Е.А. Хамраева, В.В. Дронов. М.: Русский язык. Курсы, 2003; Страна русской грамматики. Сказка-приключение с игровыми заданиями/ А.А. Акишина. М.: Русский язык. Курсы, 2003; Золотые страницы русской культуры/ В.М. Соловьев. М.: Русский язык. Курсы, 2003.
Учебник «Росинка» - это не просто традиционный букварь, азбука, это занимательная игра в школу с изучаемыми языковыми единицами. Учителями оказываются сами буквы. Разделы называются: Урок буквы «А», Урок буквы «С» и т.д. При этом последовательность введения звуков не линейная (вслед за алфавитом), а функциональная, на основе речевой значимости тех или иных звуков, букв.
Пособие «Страна русской грамматики» имеет сквозной игровой, сказочный сюжет, с одними и теми же героями-персонажами, с невероятно изобретательными методическими ходами. На этом оригинальном текстовом материале корректно вводятся грамматические задания и упражнения.
Книга для чтения «Золотые страницы русской культуры» написана отличным русским языком, предельно ясным и стилистически обоснованным. Она является результатом скрупулезного и тщательного отбора наиболее значимых, базовых фактов и явлений русской истории. Русская история воссоздается в этой книге через посредство русских мифологических сюжетов и образов, русские традиционные поверья, былины, сказки, скороговорки, пословицы, летописи, произведения художественной литературы, памятники архитектуры и скульптуры и т.д.
В №4, 2003 г. опубликована рецензия В.В. Молчановского на первые учебные пособия серии «Русский язык с мамой»: «Азбука-незабудка»/ Т.Б. Клементьева, В.В. Дронов, Е.В. Нечаева. М.:Русский язык. Курсы, 2002; «Мамины сказки. Книга для семейного чтения и занятий с ребенком»/ В.В. Дронов, С.Ю. Ремизова. М.: Русский язык. Курсы, 2002.