Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
C 29 сентября по 2 октября 2004 г. в павильоне № 57 Всероссийского выставочного центра (Москва) проходил Всероссийский форум «Образовательная среда – 2004». В рамках мероприятий форума при участии федеральной целевой программы «Русский язык» 29 сентября состоялся круглый стол «Русский язык для русскоязычной диаспоры».
К обсуждению были предложены следующие вопросы: 1) обучение русскому языку детей соотечественников, проживающих за рубежом; 2) русский язык в русскоязычных образовательных учреждениях государств - участников СНГ и стран Балтии; 3) дистанционные методы обучения русскому языку соотечественников, проживающих за рубежом.