Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Выход в свет журнала «Вестник Российского университета дружбы народов» ознаменовал появление новой серии «Русский язык нефилологам. Теория и практика».
Материалы, представленные в журнале, касаются таких важных тем, как актуальные вопросы лингвистики, традиционное и новое в методике преподавания РКИ, язык и культура, анализ новых учебно-методических пособий и материалов. В соответствии с этим сформировались постоянные рубрики издания. Названия некоторых рубрик корректировались и расширялись: так, например, рубрика «Язык и культура» стала называться «Язык и культура в системе современного образования: лингвометодические основы». Появились и новые разделы: «Функционально-коммуникативное описание учебно-научного дискурса», «Культура речи». Неизменно большой интерес представляют обзорные материалы о научных конгрессах и конференциях.
Коллектив авторов «Вестника» растет: сейчас это преподаватели не только РУДН, но и Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Российской академии государственной службы, Дипломатической академии МИД, Академии Федерального агентства правительственной связи и информации, Московского государственного технического университета им. Н. Баумана и др.
В обзоре дается общее представление о журнале и его авторах, рассказывается о наиболее интересных из опубликованных за 6 лет материалах, кратко описывается основная проблематика статей.