Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В своей монографии известный российский педагог, доктор педагогических наук, профессор Е.А. Ямбург взглянул на проблему модернизации образования с точки зрения не только педагога и методиста, но и экономиста-управленца, политолога, социолога, историка и культуролога.
Е.А. Ямбург прибегает к философскому разрешению проблемы: он пишет о том, что учитель должен опираться на ряд парадигм (когнитивно-информационную, личностную, культурологическую, компетентностную). Парадигма в его трактовке - это ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований, или теория, выражающая важные, существенные черты действительности. В результате, по мнению автора, должна произойти гармонизация учебного процесса, который перестанет зависеть от противоречий мирового, общечеловеческого уровня. Одновременно будет достигнуто оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний.
На основании вывода о том, что главной парадигмой учебно-педагогического процесса должна стать культурологическая парадигма, Е.А. Ямбург выдвигает идею адаптивной школы. Среди базовых черт адаптивной школы автор выделяет наличие неоднородного (гетерогенного) состава учащихся, ориентацию на способности, индивидуальные планы каждого учащегося и др.