Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Научно-методический журнал «Русский язык и литература в Азербайджане» (главный редактор - А.М. Мамедли) издается Бакинским славянским университетом в помощь учителям и преподавателям русского языка.
Свою историю журнал «Русский язык и литература в Азербайджане» ведет с 1947 г.
Журнал выходит ежеквартально и распространяется в странах СНГ и славянских государствах. Из года в год он информирует читателей об актуальных проблемах русского языкознания и литературоведения, методики преподавания русского языка в Азербайджане, языковых и литературных взаимосвязях, современных проблемах теории и практики перевода.
Постоянные рубрики журнала («Учебный раздел», «Вопросы языкознания», «Вопросы литературы», «Методика и передовой опыт преподавания») дополняются статьями о языковых контактах, культуре речи, культуре и просвещении за рубежом, культурных взаимосвязях Азербайджана и России, информацией о юбилеях, хроникой, рецензиями, занимательными материалами в помощь учителю. Журнал также содержит разработки уроков русского языка в школе, материалы о новейших технологиях обучения, переводы произведений с разных языков и т. д.