Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор статьи обращает внимание на несколько аспектов, связанных с чтением художественного текста и дискурсом над ним (глоттодидактическое разногласие, реляция и др.)
На страницах журнала приводятся пять из десяти заданий теста, который использовался в ходе опроса, проведенного в группе студентов факультета славянской филологии Технико-гуманитарной академии г. Бельско-Бяла. Результаты теста-анкеты позволили получить ответы на следующие вопросы.
Какие активные структуры из рассказа Антона Чехова «Смерть чиновника» выбрали студенты?
Какие конструкционные схемы, репрезентирующие высокопродуктивный образец, закрепились в памяти студентов и позволили активизировать эти схемы с целью категоризации новых выражений-понятий?
Далее автор представляет ход занятия, проведенного в экспериментальной студенческой группе, и фрагмент рассказа одной из студенток на тему «Смерть чиновника» А.П. Чехова. Рассказ с точки зрения «тайного советника», который по своей форме является дискурсом над текстом, своеобразной переделкой произведения А.П. Чехова, подтверждая тезис о том, что функционирование «предмета» в «конкретном» тексте тесно связано с контекстом, с умственными, эмоциональными структурами реципиента и его жизненным опытом.