Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учебники русского языка для 3 и 4 класса, изданные в Ереване, достаточно содержательны и оригинальны. Это яркие, красочные, хорошо иллюстрированные учебные книги, безупречные с точки зрения полиграфического оформления.
Содержание учебника для 3 класса - коммуникативно-ориентированный курс русского языка, организованный на текстоцентрической основе с преимущественным развитием устных видов речевой деятельности (говорения, аудирования и чтения).
Методологической основой учебника для 4 класса является принцип поэтапности в формировании лингвистических способностей учащегося. В этой связи широко задействованы механизмы транспозиции: некоторые термины переведены на родной язык, авторы книги опираются на опыт учащихся, полученный ранее на уроках как русского, так и родного языков. В уроках учебника представлена система работы по обучению осмысленному чтению и развитию речи, ведется целенаправленная работа над содержанием текста. Интересны лексические темы книги: «Удивительный мир природы. Осень», «Мир увлечений» и др.