Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье особое внимание уделяется одному из наиболее ярких представителей группы прямых методов - прямому («direct») или, в иной традиции, натуральному («natural») методу М. Д. Берлица. На материале учебников русского языка для иностранцев, созданных по методу Берлица в конце XIX столетия, авторы статьи анализируют характерные черты, свойственные данному методу, отмечают его достоинства и недостатки, рассматривают некоторые особенности применения прямого метода в его чистом немодифицированном виде в обучении русскому языку как иностранному.
На страницах журнала раскрывается специфика прямого метода в контексте истории его зарождения и развития, приводятся факты, свидетельствующие о глубоких корнях данного направления, и отдельные сведения о его современном состоянии.