Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
С 20 по 27 июня 2004 года в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина под эгидой Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) проходила XI Международная олимпиада школьников по русскому языку.
В ней приняли участие 224 школьника из 36 стран. Все они - победители национальных олимпиад и конкурсов по русскому языку.
Важным отличием XI Олимпиады от предыдущих является равное количество участников от каждой страны (не более семи человек - членов команды и один руководитель, сопровождающий группу).
Знание русского языка и страноведения проверялось на двух обязательных экзаменах: «устная речь и чтение» и «страна и культура», а также на письменном экзамене. Письменная работа не являлась обязательной для ребят, но баллы, полученные за сочинение, учитывались при подведении итогов.
По результатам экзаменов жюри под председательством ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина профессора Ю.Е. Прохорова определило шесть абсолютных победителей, набравших максимальное количество баллов и показавших самые глубокие знания. Они получат стипендии и смогут поступить без экзаменов на полный курс обучения в вузы России по направлению Министерства образования РФ по специальности «русский язык и литература».