Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
И. Гусейнова представляет читателям информацию о реформировании образования в Азербайджане на этапе переходного периода, раскрывает сдерживающие его трудности, (вовлечение Азербайджана в военный конфликт с Арменией, потеря более 20 % территории, появление в республике более 1 млн. беженцев и вынужденных переселенцев и др.), и отмечает положительные тенденции. Говорит о важной роли в изучении и распространении русского языка в Азербайджане Бакинского славянского университета, созданного в 2000 г. указом Президента Гейдара Алиева на базе Педагогического института русского языка и литературы. Приводит статистические данные о количестве дошкольных и общеобразовательных учреждений.
И. Гусейнова обращает особое внимание на необходимость дальнейшего развития процесса преподавания русского языка в Азербайджане, которое во многом зависит от сотрудничества российских учебных и научных центров с зарубежными учебными заведениями, где преподается русский язык, в том числе в государствах СНГ, координации их усилий, обмена информацией.