Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Авторы рассматривают учебные комплексы по языку В (второй иностранный язык, изучающийся с шестого класса по выбору учащихся), изданные в издательстве «Колибри»: для 6 класса – «Здравствуйте! 1» (автор И. Бирюкова), для 7 класса – «Здравствуйте! 2» (автор И. Бирюкова), для 8 класса – «Здравствуйте! 3» (авторы И. Бирюкова, Н. Замковая, И. Моисеенко), для 9 класса – «Здравствуйте! 4» (авторы И. Бирюкова, Н. Замковая, И. Моисеенко), для 11 класса – «Многоликая Россия!» (авторы Н. Замковая, И. Моисеенко), для 12 класса – «Трудно быть молодым?!» (авторы Н. Замковая, И. Моисеенко).
Особое внимание обращается на учебный комплекс «Многоликая Россия», основная задача которого - компактно и концентрированно представить многоаспектный страноведческий материал, и учебный комплекс для 12 класса «Трудно быть молодым?!», где также даны культурологические сведения о России (о русских именах, системе образования в России, русских киноактерах, певцах, писателях, ученых, о русских изобретателях в первой Эстонской Республике), обыгрываются особенности русского речевого этикета.