Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Представляемая вниманию читателей разработка урока является продолжением публикаций учебных материалов по развитию речи для школьников старших классов (см. ранее разработки З.Н. Пономарёвой № 2, 4/2002, 1/2003). Тема урока выбрана с учётом интересов возрастной группы и не имеет специфически русского / российского колорита, так как программы, аналогичные проекту «Фабрика звёзд» Первого канала российского телевидения, существуют и в других странах мира. Тексты урока обработаны с учетом лексического минимума и требований базового уровня.
Задачи предлагаемого урока: актуализировать изученный языковой материал (предоставление и запрос информации о третьем лице и о себе: биография, характер, хобби; объяснение причины, выражение своего мнения / альтернативного мнения); расширить словарный запас; стимулировать спонтанную речь учащихся (диалогическую и монологическую) на интересующую их тему.
Автор урока приводит 9 разнообразных типов заданий для работы со всем классом, в парах и группах, характеризующихся коммуникативной направленностью, являющейся наиболее эффективной при обучении иностранцев использованию полученных знаний в речевом общении.